(343) 257-45-23
(343) 257-33-93

АВТОРИЗАЦИЯ

Руководителям ДОО. Письмо март 2014

Уважаемые коллеги!

 

Обращаем Ваше внимание на следующие факты, важные для осмысления ситуации в современном дошкольном образовании России:

1)        С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

2)        Период до 1 января 2016 года объявлен как переходный, что означает ПОСТЕПЕННУЮ реализацию комплекса мер: а) экспертизу примерных программ; б) переподготовку специалистов; в) планомерный переход дошкольных образовательных организаций (ДОО) на работу по ФГОС ДО.

3)        Сохраняется ВАРИАТИВНОСТЬ образовательных программ, что поддерживает идею о разнообразии дошкольного детства. Каждый детский сад вправе выбрать одну или несколько примерных программ в качестве основы для разработки общеобразовательной программы своей организации, учитывающей региональные и др. условия.

4)        ВСЕ примерные основные общеобразовательные программы в настоящий момент перерабатываются на соответствие ФГОС ДО и готовятся к государственной экспертизе. В этой ситуации переходный период позволяет авторам качественно подготовить программы, а коллективам ДОО – сделать продуманный выбор (дождаться свою программу).

5)        Парциальные программы призваны обеспечить вариативность дошкольного образования, в связи с чем рекомендуется их свободный выбор педагогами (коллективами) ДОО для обеспечения части ПРОГРАММЫ ДОО, формируемой участниками образовательного процесса. Данная часть программы (составлявшая ранее 20 процентов в данный момент может быть увеличена до 40 процентов в составе основной общеобразовательной программы ДОО)  может быть оформлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, представляющую парциальные программы и/или методические разработки. Парциальные программы не подвергаются экспертизе.

6)        Организация вправе САМОСТОЯТЕЛЬНО составлять список необходимой методической литературы для реализации основной общеобразовательной программы ДОО. Универсального списка нет, поскольку в данный момент разработчики каждой примерной программы готовят свои списки.

7)        Во избежание недоразумений трактовки информации прошу внимательно ознакомиться с Комментариями к ФГОС ДО от 28.02.2014 № 08-249

И.А Лыкова

д.п.н., профессор кафедры АПКиППРО

Вниманию руководителей ДОУ

07.02 2014 Рособранадзором было опубликовано письмо № 01-52-22/05-382 «О недопустимости требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО».

В письме указывается на то, что

·     переходный период для осуществления перехода на ФГОС ДО продлится до 01.01.16;

·     в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ дошкольного образования недопустимо требовать от дошкольных образовательных учреждений немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО.

В связи вышеизложенным следует, что все учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, продолжают работу по утвержденным ранее уставным документам и примерным основным образовательным программам дошкольного образования.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ПИСЬМО

от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с установленной компетенцией и письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Департамент) от 10января 2014 г. N 08-5 информирует.  

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование является уровнем общего образования.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384) (далее - ФГОС ДО).

В то же время, учитывая положения статей 92 и 93 Закона, федеральный государственный контроль качества образования в отношении образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования не проводится.  

Вместе с тем, контроль за соблюдением требований, установленных ФГОС ДО, организациями, осуществляющими обучение по образовательным программам дошкольного образования,  осуществляется при проведении федерального государственного надзора в сфере образования в части соблюдения обязательных требований,  установленных законодательством в сфере образования, в том числе статьей 12 и частью 3 статьи 18 Закона, а также приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155.  

В соответствии с частями 6, 9, 10 статьи 12  Закона образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Согласно позиции, высказанной Департаментом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно-методической документацией, которая позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Департамент сообщает, что в течение трех месяцев после утверждения проекта приказа Минобрнауки России, устанавливающего порядок разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ, экспертизу пройдут не менее двух примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Учитывая, что Законом устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5 статьи 108) в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования, Департамент и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения своих уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО в условиях незавершенного цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных основных образовательных программ, которые призваны создать методическую базу полноценного внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.

                                                                                                                                   А.А.МУЗАЕВ

Как разработать основную образовательную программу начальной школы?

Сегодня школам предстоит изменить свою основную образовательную программу в соответствии с новыми требованиями министерства и утвердить ее приказом директора. Базовые разделы ООП, их подробная характеристика и рекомендации, чем можно руководствоваться при ее подготовке. Читать>>
 

Иностранные языки - путь к парнерству

В рамках года Германии в России состоялся первый всероссийский Форум учителей и преподавателей немецкого языка. Ключевые события Форума - выступление министра образования Дмитрия Ливанова и представление новых линий учебно-методических комплексов издательства «Просвещение».  Подробнее>>

Курс «Россия в мире»: многомерное моделирование исторических процессов

О создании школьного курса Россия в мире рассказывает один из разработчиков нового образовательного стандарта, главный редактор издательства Просвещение, доктор географических наук Виктор Павлович Дронов. Подробнее>>